флоренция классический тур

palazzovecchio.jpg

Как настоящий музей под открытым небом, Флоренция позволяет посетителям восхищаться своими шедеврами искусства, проходя по мощеным улицам города, многие из которых сохранили свой средневековый образ. Экскурсия включает посещение площади Кафедрального собора Санта Мария дель Фиоре (Пьяцца дель Дуомо), где находятся Баптистерий и Колокольня Джотто. По пути к площади Синьории (Пьяцца делла Синьория) можно полюбоваться Дворцом Строцци и великолепным Орсанмикеле, украшенный скульптурами покровителей древних ремесел, а также пройтись по площади Республики (Piazza Della Repubblica) девятнадцатого века, расположенной на месте римского Форума. Посетив церковь Данте, выходим на площади Синьории, где возвышается средневековый Старый Дворец (Палаццо Веккьо), у входа в который поражает нас своим совершенством Давид работы Микеланджело (копия) и Лоджия деи Ланци с известным шедеврами, как Похищение Сабин Жанболоньи и Персей Бенвенуто Челлини. Проходя мимо Галереи Уффици, вдоль коридора Вазари, построенными  по заказу семьи Медичи, мы входим на знаменитый во всем мире Понте Веккио, который завораживает посетителей своей красотой. Экскурсия заключается с посещением базилики Санта Кроче с работами Джотто и Чимабуе. Это Пантеон, где захоронены великие знаменитости, как Микеланджело и Галилей.
Описание: Маршрут выглядит как классический пешиходный тур, рассчитанный приблизительно на 3 часа, что позволяет понять основные исторические и культурные аспекты города и его кварталов. Идеально подходит для тех, кто впервые посещает Флоренцию. Во время экскурсии объясняются основные монументы, памятники и произведения искусства, выполненные в различные периоды, от Средневековья до эпохи Возрождения.
Как дополнение к обзорной экскурсии можно посетить один из музеев на выбор. Для посещения Галереи Уффици и Галереи Академии советую вам заказывать экскурсию заранее.
 

Флоренция по праву считается родиной Ренессанса, и все приезжающие сюда путешественники с большим энтузиазмом изучают на месте пути развития этой необычайно интересной художественной эпохи, давшее в XV в. Столь невероятно большое число талантливых живописцев. Необъятное число памятников той эпохи сохранилось в городе: картины, скульптуры, архитектурные сооружения, как, например, дворец Питти, его завещала народу Флоренции последняя в роду Медичи Анна Мария Луиза, чья смерть в 1743 г. положила конец династии, правившей Флоренцией с 1434 года.

Ее дальновидное завещание не позволило рассеять огромное художественные ценности Медичи по всему миру. Наполеон во время похода в Италию вывез несколько экспонатов (включая «Венеру Медичи», находящуюся сейчас в Лувре), и коллекционеры- англичане удачно купили несколько прекрасных полотен в XIX в., когда так называемые примитивы были не в моде.

Все остальное вы сможете увидеть во Флоренции: картины и фрески, о которых Вазари, первый историк искусства, упоминает в радостной книге анекдотов «Жизнь художников», впервые опубликованной в 1550 г. Многие произведения были превосходно отреставрированы после сильного наводнения в 1966 г., установлены пуленепробиваемые стекла для защиты наиболее известных картин, они сослужили хорошую службу в 1993 г., когда в галерее Уффици взорвалась бомба.

Традиционно следует начать осмотр города с главного собора на центральной площади, именно там рождался Ренессанс. Приближаясь к массивной площади, где с 1988 г. запрещено движение автотранспорта, пройдите по суровым улицам, где стоят дома с замкнутыми угрюмыми фасадами. Вдруг среди них появляется фасад кафедрального собора XIX в., яркий и радостный, из многоцветного мрамора: зеленого из Прато, белого из Каррары и красного из Мареммы. Узор как бы зеркально отразился от колокольни, возвышающейся рядом и созданной Джотто в 1331 г. Можно подняться, пересчитав ступени (их 285), на колокольню и полюбоваться из-под купола собора на линию крыш, а можно из кафе напротив созерцать собор с южной стороны площади.

Маленький восьмиугольный баптистерий к западу от собора относится к VII в., интерьер его был перестроен и украшен мозаикой в XII в., на потолке изображены «Сотворение мира» и «Страшный суд». В баптистерии три бронзовые двери, северная занимает особое место в истории искусств. Если есть какая-то надежда отыскать истоки Ренессанса, следует вернуться в зиму 1401 г., к событию особенному, когда объявили конкурс среди мастеров на право изготовить двери. Среди тех, кто удостоен чести участвовать в соревновании, были Гиберти и Брунеллески, разделившие первое место, но Брунеллески, темпераментный гений, не захотел делить славу на двоих и в гневе уехал в Рим.

Оставшись один, Гиберти подошел к заказу с большим чувством ответственности и выполнил его только к 1424 г. Реалистическое творение несет в себе все черты ренессансного искусства: реальное изображение человека, прекрасно проработанная перспектива, повествовательность вкупе с драматизмом. Гиберти немедленно получил заказ сделать еще одни двери, на этот раз для западного портала, они были закончены в1452 г. Их увидел Микеланджело, заявив при этом, что они могли быть годны и для рая, и а ними навеки укрепилось название «Врата рая». Третий набор дверей, южный, работы Андрея Пизано (1339), рассказывает о жизни Иоанна Крестителя, покровителя города.

Брунеллески тем временем изучал в Риме античную архитектуру, затем вернулся в родную Флоренцию в полной уверенности, что справится с задачей, перед которой спасовали многие архитекторы: завершит строительство кафедрального собора, поставив на него большой купол. Во Флоренции хотели соорудить самый большой купол в мире, совершенно при этом не представляя, как это сделать. Если вы войдете в собор и подниметесь по 436 ступенькам, вы поймете, как оригинально решена проблема архитектором, он построил внутри легкую раковину из кирпича, служащую опорой сооружению, раковина поддерживает внешнюю поверхность купола.

Брунеллески приветствовали как новоявленного Икара (мифический герой, преодолевший притяжение земли и взлетевший в небо), и городские власти издали закон, запрещающий строить здания выше купола собора, тем самым отдавая дань уважения архитектору; и сегодня массивный купол поднимается над красными крышами города и над окружающими город холмами. Только Брунеллески удостоен чести быть похороненным в соборе, и его гробницу можно видеть в крипте, среди раскопанных обломков св. Реператы – первого храма города IVв.

Основная часть собора не имеет украшений. Интересная фреска кисти Паоло Учелло (1436) находится на стене серверного придела и изображает сэра Джона Хоквуда, английского наемника, служившего капитаном в армии Флоренции с 1377 по 1394 г. если в захотите взглянуть на сокровища собора, вам необходимо посетить музей кафедрального собора (Museo dell`Opera del Duomo) в западной части соборной площади. В музее множество выдающихся скульптурных работ, начиная от озабоченной Марии Магдалины, вырезанной Донателло из дерева в 1460 г., до его же прекрасной канториа (хоры), украшенной ангелами и херувимами, застывшими в неистовом ритме музыки и песен. Самый впечатляющий экспонат музея – «Пьета» Микеланджело, начатая около 1550 г. Художник намеревался установить ее над своей усыпальницей, но не закончил работу (ученик довольно неуклюже попытался доделать скульптуру). Посетители подолгу стоят перед скульптурой, удерживаемые магической силой. Предполагается, что высокая сгорбленная фигура Никодима в центре группы – автопортрет Микеланджело.

От соборной площади Виа Кальцайуоли (Via dei Calzaiuoli) ведет на юг. Она была главной магистралью в римский и средневековый периоды, восстановлена после бомбардировок второй мировой войны и сейчас славится неплохими магазинами. Далее справа стоит церковь Орсанмикеле (Orsanmichele - сложение слов Orti di san Michele – «сад церкви св. Микеле», когда-то находившийся на этом месте). Все ниши в стенах, окружающих собор, заполнены скульптурами, созданными на деньги гильдий, и изображают их покровителей. Среди них наиболее интересен «Св. Георгий» Донателло, покровитель гильдии оружейников. Сама статуя, представляющая особую художественную ценность, хранится в музее Барджелло, а перед вами – копия.

Та же судьба у «Давида», принадлежащего резцу Микеланджело, когда-то он стоял на площади Синьории (Signoria). Затем в 1873 г. оригинал поместили в галерею Академии, копия, стоящая сейчас перед плаццо Веккьо, ничем не отличается от оригинала. Компанию «Давиду» составляет «Геркулес» (1534 г., скульптор Бандинелли), мифический основатель Флоренции, и сверкающий фонтан «Нептун» (1575) архитектора Амманати.

Также неподалеку на южной стороне площади Синьории, Лоджия деи Ланци (Loggia dei Lanzi) дала укрытие нескольким статуям Древнего Рима и скульптурной группе архитектора Джамболонья «Похищение сабинянок» (1583).

Скульптуры, собранные здесь, имеют символическое значение. Как и «Давид», созданный Микеланджело, они передают вдохновение флорентийцев, объявивших себя свободными от всех правителей, кроме Бога. Только что вставшей на ноги Флорентийской Республике угрожали многочисленные «голиафы», такие как папа, «Священная Римская Империя» и семья Медичи. Все три силы объединились, и после осады в 1530 г. враг республики Козимо I Медичи получил корону Флоренции. Этот Козимо значительно отличался по характеру от своего предка, носившего то же имя. Козимо иль Веккьо, правивший городом с 1434 по 1464 г. без какого-либо управленческого аппарата, был гуманистом, ученым классической школы и покровителем искусств. Козимо I был скорее военным человеком, он завоевал многие города вокруг Флоренции, прежде ей не подчинявшиеся. Он также захватил Тоскану и организовал успешное управление своей вотчиной, оно не менялось вплоть до 1870 г., когда произошло воссоединение стран, ибо система, основанная Козимо I, была совершенна.

Администрация размещалась в палаццо Веккьо, до сего дня в этом здании находится городской совет, и именно этот дворец был полностью перестроен во время правления Козимо I. Посещая дворец, вы увидите со вкусом оформленный дворик – кортиле – с небольшим фонтаном, это копия фонтана с путто и дельфином, сделанная Вазари с оригинала Вероккьо в 1470 г. Прекрасен зал Генерального Совета (Salone dei Cinquecento), построенный для заседания 500 граждан, правивших городом в дни Республики. Козимо I оставил след и в нем, наняв Вазари для росписи серии фресок, прославляющих его военный гений.

В соседних залах содержатся экспонаты, напоминающие о других известных флорентийцах: портреты пап из семейства Медичи, таких как Лев X и Климентий VII, а также кабинет Макиавелли, в котором он работал, будучи назначен канцлером Флоренции.

При Козимо I бюрократический аппарат Тосканы вырос настолько, что начали строить новые здания для размещения судей и нотариусов, гильдий и законников. Так появилась на свет Уффици (Uffizi), построенная рядом с палаццо Веккьо, теперь это всемирно известная картинная галерея, но строилось здание для более прозаической цели (слово «Uffizi» означает «служебные помещения»).

Архитектор Вазари построил хорошо освещенный верхний этаж, используя металлическую арматуру для сооружения стеклянной стены, идущей по всему периметру длинного внутреннего двора Уффици. Именно эта стеклянная галерея вызвала больше всего разрушений, когда бомба террориста взорвалась у западного крыла галереи в мае 1993 г., осколки разлетелись повсюду, разрезав по пути множество полотен. В XVI в. такое использование стекла было новаторством, и наследники Козимо рассудили, что светлый верхний коридор Уффици может служить прекрасным залом для экспозиции фамильных скульптур, ковров и картин.

Так зародилась самая большая и блестящая коллекция в мире, она расположена в хронологическом порядке, так что вы можете проследить, почти как по учебнику, за развитием флорентийского искусства, начиная с официозного стиля готики (XIII, XIV вв.) к великому реализму Ренессанса (XV в.) и, наконец, к высокому Ренессансу и маньеризму (XVI в.), когда художники более всего стремились показать собственное мастерство, прибегая к ярким краскам и замысловатым позам.

Постарайтесь не пройти мимо зала Боттичелли. Здесь находятся картины «Весна» (1480) и «Рождение Венеры» (1485). Поищите портреты семейства Медичи, собранные в восьмиугольном зале «Трибунал». Здесь есть «Портрет Биа», незаконнорожденной дочери Козимо I (1542), кисти Бронзино.

В коридорах галереи выстроились греческие и римские статуи, из наиболее известных – «Мальчик, вынимающий занозу», находится в южном коридоре. Поищите известную работу Микеланджело «Святое семейство» (1506-08), нежную рафаэлевскую «Мадонну с рыбкой» (1506) и Тициана с эротической «Венерой Урбинской» (1538).

Когда Вазари планировал сооружение Уффици, он включил в проект воздушный коридор (Corrido Vasariano). Этот крытый длинный переход, соединяющий дворец Веккьо с дворцом Питти, проходит через Уфицци и по верху Понте-Веккьо. Герцоги Медичи ходили по этому коридору, посещая многочисленные дворцы и не смешиваясь при этом с подданными внизу на улицах. Мы пройдем той же дорогой, но по улице, мимо старинного Понте-Веккьо (Ponte Vecchio), с ювелирами, спешащими прохожими и яркой толпой вокруг. Мост был построен в 1345 г., а мастерские на мосту использовались мясниками и дубильщиками кож о тех пор, пока это вредное производство не было запрещено указом герцога в 1593 г. Неплохо заглянуть в крошечную мастерскую и посмотреть на витрину, где вместе выставлены дешевые висюльки и вечерние украшения, дорогие старинные и более дешевые современные творения.

Фешенебельные магазины расположены вдоль улицы к югу от моста в районе Ольтрарно (Oltrarno), где находятся церкви Св.Духа (Santo Spirito) постройки Брунеллески и Санта-Мария дель Кармине, где в часовне Бранкаччи выполнен Мазаччо цикл фресок «Жизнь св. Петра». Последняя работа представляет собой лучший образец раннего Ренессанса. Часовня Бранкаччи очень маленькая, возможно, вам придется постоять в очереди. Посещение ограничено 15 минутами.

В Питти места хватит всем, дворец огромен и похож на крепость. Он был резиденцией великих Медичи в 1550 г. и, так же как Уффици, наполнен произведениями искусства, размещенными в нескольких зданиях, включая галерею Палатина, Музей современного искусства, Музей Аргенти (музей серебра) и Музей костюма.

Наиболее интересной и всех является галерея Палатина, особенно залы с потолками, расписанными художником Пьетро да Кортона. Они в аллегорической форме рассказывают об обучении принца богами-покровителями. В зале №1 мы видим, как из рук Венеры (символа Любви) принца вырывает Минерва (символ Знаний). В следующих залах его обучает наукам Аполон, готовит стать воином Марс и правителем – Юпитер. В конце концов, принц сидит на троне рядом с Сатурном, по древней мифологии царствовавшим в золотом веке.

Прекрасны портреты кисти Тициана, он даже из Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, сделал прелестную модель для изучения женских форм. Более будоражит воображение полотно Рубенса «Последствия войны» (1638) – аллегория на Тридцатилетнюю войну. В письме художник объясняет смысл картины: фигура в черном представляет собой «несчастную Европу, которая уже много лет страдает от грабежей, насилия и нищеты. Рядом с ней Венера пытается остановить Марса, бога войны, он попирает книги, символизируя презрение к цивилизации».

Сады Боболи за дворцом Пити были заложены в XVI в. Это прекрасный пример парковой архитектуры Ренессанса. Здесь, среди падубов и кипарисов, вы увидите странные геометрические сооружения, создающие противоречивый контраст искусственного и естественного. В саду в изобилии рассыпаны гроты, скульптуры и фонтаны.

На одном из холмов находится Сан-Миниато (San Miniato) – церковь эпохи романтизма, настоящая жемчужина. После осмотра церкви вы можете спуститься по пьяццале Микеланджело (Piazzale Michelangelo) к террасе, поднятой высоко над городом и украшенной копиями известных работ художника.

Массивная церковь Санта-Кроче (Santa Croce) возвышается в восточной стороне города, в ней вы найдете прекрасные фрески Джотто и его учеников, а также усыпальницы и памятники известных флорентийцев, среди них Микеланджело, Макиавелли и Галилей.

Возвращаясь от церкви по аллеям Санта-Кроче, вы пройдете мимо дома Буонаротти (Casa Buonarotti), в котором жил Микеланджело, сейчас в нем находится его ранняя работа «Мадонна делле Скала». Заверните по пути в бар «Виволи» (Bar Vivoli Gelateria) на улице Стинче (Isolla delle Stinche) по общему мнению тех, кто уже пробовал, здесь подают лучшее мороженное в мире.

Совсем недалеко находится Барджелло (Bargello), бывшее когда-то тюрьмой и местом экзекуции, но в наши дни здесь расположен музей скульптуры и прикладного искусства, где хранятся произведения Донателло, Микеланджело, Челлини и Джамболоньи. В этом районе родился Данте, и напротив можно видеть церковь аббатства Барджелло (Badia Fiorentina), где поэт издалека любовался дорогой сердцу Беатриче, посещавшей мессу. За углом, на улице Данте-Алигьери, находится дом Данте (Casa di Dante), где предположительно и родился поэт в 1265 г.

Продолжая прогулку на запад, вы придете в еще один торговый центр, Римскую улицу, она ведет на юг к улице Калимаре и Новому рынку (Mercato Nuovo). Название «Новый рынок» само по себе не ново, рынок здесь с 1551 г. и вплоть до XIX в. был известен как «Соломенный рынок», где продавались изделия из пальмового дерева рафии. Сейчас на нем торгуют кожей и сувенирами. Нос маленького кабана из бронзы «Иль Порцеллино» в южной части рынка яро блестит, отполированный тысячами рук посетителей, они трут нос кабана «на счастье».

С северной стороны рынка проходит улица Росса (Porta Rossa), она приведет вас к палаццо Давандзатти (Palazzo Davanzati), прекрасному городскому дому XIII в. расписанному фресками и с мебелью тех лет, вы получите полное представление о домашней жизни флорентийца в позднем средневековье. Совсем рядом течет река Арно и виден мост Санта-Тринита (Ponte Santa Trinita) за одноименной церковью. Мост украшен скульптурами на тему «Четыре времени года». В 1944 г. отступающие нацисты взорвали мост, позднее статуи подняли со дна реки и водрузили на место.

Церковь Санта-Тринита украшена фресками Гирландайо, рассказывающими о жизни св. Франциска канонизированного далеко в Ассизи, но чтимого в домах Флоренции. К северу, на проспекте Торнабуони, находятся шикарные магазины высокой моды, например Сальваторе Ферратано, Валентино и Гуччи.

В верхней части улицы, в палаццо Антинори, есть прекрасный винный бар и ресторан, но если для вас цены слишком «крутые», можете пообедать в дешевом китайском ресторане на площади Санта-Мария Новелла (Piazza Santa Maria Novella), с видом на фасад одноименной церкви. Последняя описана в предваряющих стансах к поэме Бокаччо «Декамерон». Церковь украшена цветными фресками Гирландайо на тему «Жизнь Св. Девы». В соседнем монастыре можно видеть остатки фрески «Всемирный потоп» кисти Паоло Учелло, изображающие поток воды, покрывший Ноя и все вокруг. По иронии судьбы фреска сильно пострадала во время наводнения 1966 г.

В Испанской часовне на фресках изображены доминиканские монахи, аллегорические охотники на собак (доминиканцы иногда назывались dominikani, по-латыни: «гончие Бога»).

Возвращаясь в центр Флоренции, легко заблудиться на улицах, окружающих церковь Сан-Лоренцо (San Lorenzo), почти каждый день здесь собирается настоящий рынок. Популярный рынок существует, несмотря на официальные запреты, и здесь можно купить все, чего душа желает, от продуктов для пикника до сувениров. За Сан-Лоренцо находится вход в часовню Медичи (Capelle Medicee), усыпальницу семьи Медичи, для которой Микеланджело создал две прекрасные гробницы, изображающие Ночь и День, Зарю и Сумерки. Сама церковь не слишком привлекательна из-за грубого незаконченного фасада в холодных белых и серых тонах строгой классики, пример рационального Ренессанса в архитектуре. Противоположность фасаду составляют две высокие кафедры для проповедей, исполненные Донателло, со сценами из жизни Христа, полными эмоционального напряжения. Здесь же чрезвычайно изысканная лестница Микеланджело, ведущая в библиотеку Лауренциана (Laurenziana).

Самая известная работа Микеланджело «Давид» изображена на торговой марке Флоренции. Скульптура находится в галерее Академии (Galleria degli Accademia), в двух кварталах от Рикасоли. Когда вы увидите длинную очередь в музей, у вас отпадет желание входить туда, особенно за плату, намного превышающую интерес взглянуть на неоконченную работу Микеланджело «Четыре раба». Лучше пойти в соседний монастырь св. Марка (San Marco), где находятся фрески и картины Фра Анджелико, возможно, это вас вознаградит. Возвращаясь в центр города, можно заглянуть на площадь Пресвятой Девы (Piazza della Santissima Annunziata), с легкой ренессансной колоннадой перед Воспитательным домом работы Брунеллески, и в Археологический музей (Archeological Museum) с древними этрусскими и египетскими экспонатами.

 

florence_italy_sunset.jpg

Florence Sunset View

ponte_vecchio_old_bridge_florence.jpg

The Arno Bridges

palazzo_medici_riccardi_florence.jpg

Medici Riccardi Palace

duomo_campanile_bells_tower_giotto_florence.jpg

Duomo and Giotto Tower

pallazzo_pitti.jpg

Palazzo Pitti

sanminiato.jpg

San Miniato al Monte

palazzo_medici_riccardi_caphel_of_magi_florence.jpg

Medici Riccardi Palace